az_mnogogreshny (az_mnogogreshny) wrote,
az_mnogogreshny
az_mnogogreshny

Categories:

Города-кольца.

Человеческие поселения при взгляде из космоса очень похожи на плесень:


Опухоль (город) начинает распространяться из какой-то одной точки по всем возможным направлениям вокруг. Плотность населения сильно падает при движении от центра к окраинам. Жить в таком городе не сильно удобно. Плохая экология, скученность, шум, дороговизна... Но самое главное, в таком городе невозможно нормально организовать перевозки. Притом, одинаково сложно приходится и общественному, и личному транспорту, так как плотность населения от району к району различается на порядок (если не больше). Кроме того, самая выгодная точка для транспортного транзита - центр. По идее, там нужно было бы оставить только транспортную функцию, чтобы разрулить потоки. Но там, как на зло, самая высокая плотность застройки.

Выходит, что город вроде бы компактный, а добираться из точки А в точку Б долго и с несколькими пересадками. Это приводит к сверхконцентрации всех городских функций в центре, что еще больше осложняет положение с транспортом.

В общем, всё это говорилось до меня много раз. Но какие альтернативы? Обычно предлагают линейный город.По сути, это много малых городов, нанизанных на какую-то транспортную артерию. Железную дорогу, автомагистраль, реку... Это удобнее тем, что транспортная схема получается очень простая. Плотность населения везде примерно одинаковая. Проблемы с экологией отсутствуют. Жить в таком городе намного приятнее. Лес и река в двух шагах, свежий воздух...

Один из проектов:

Источник.

Но классический линейный город имеет недостатки. Он очень длинный. Из конца в конец не доедешь. Он крайне зависим от единственной магистрали. Чуть что на ней произошло - город остановился.

Но я уже писал в этом бложике, что если ЛИНЕЙНЫЙ ГОРОД ЗАКОЛЬЦЕВАТЬ, то все его недостатки сразу исчезнут. Во-первых, расстояния при движении по линии сокращаются в 2 раза, а через центр в 3. Движение через пустой центр становится в большинстве случаев выгоднее, чем вдоль линии расселения. Если только речь не идёт о том, чтобы попасть в соседний посёлок. То есть, наш основной транспортный путь избавляется от чрезмерного трафика.

Еще один важный момент: транзитное движение идёт минуя жилую застройку. А это даёт просто гигантские плюсы.

1. Скорость движения увеличивается в несколько раз, так как нет ограничения скорости и частых перекрёстков.
2. Стоимость строительства и ремонта дорог снижается на порядок, так как в чистом поле дорогу строить гораздо дешевле, чем среди высокоплотной застройки.
3. Людям не придётся постоянно переходить дороги с огромным транзитным трафиком. Резко уменьшится количество случаев наезда машин на пешеходов. Не нужно будет строить дорогостоящие подземные и надземные переходы.
4. Можно будет отказаться от сверхдорогих видов общественного транспорта, вроде метро и ограничиться более дешевым наземным транспортом.
5. В жилой застройки будет меньше шума и вони от транзитного транспорта. Зато будет в пешеходной доступности лес и река.

Возьмём в качестве примера линейно-кольцевой город длиной в 200 километров и шириной 1 километр. Среднюю плотность возьмём 50 человек на гектар, что в 6-10 раз меньше, чем в современных российских многоэтажных городах, вроде Москвы и Питера. Население в таком городе будет миллион человек, что достаточно для того, чтобы в нём была богатая культурная жизнь, сложная и разнообразная экономика и развитый рынок труда. Самый длинный теоретически возможный возможный путь в таком городе - 100 километров. По факту гораздо меньше. Современный транспорт преодолеет это расстояние меньше, чем за час.

А теперь, почему в Росси нужно строить такие города.
1. В будущем значительное число населения будет работать удалённо. Современные мегаполисы перестанут быть очень уж необходимыми. А качество жизни в них не сильно высокое. Люди захотят перебраться в более комфортные города. Но для этого надо бы их сначала создать.
2. Очень много людей (свыше 20 миллионов) сейчас живут в депрессивных моногородах. Их положению не позавидуешь. Продать свою недвижимость и купить квартиру в большом городе они не могут. Их недвижимость ничего не стоит, а в крупных городах она по карману немногим.
3. Решить жилищную проблему путём строительства многоэтажных домов оказалось невозможно. Это очень дорогое решение и квартиры оказались большинству не по карману. Кроме того, построенные дома через несколько десятилетий надо ремонтировать. А это снова забота для государства, у которого и так денег нет.
4. Дома массовых серий, построенные во времена СССР, уже крайне изношены. Скоро их надо будет чем-то заменять. Ремонтировать их дорого, да и незачем. Они уже морально устарели.

Дальше я приведу несколько примеров предполагаемых кольцевых городов. Все они тянутся вдоль каких-то водоёмов. Чаще всего - рек. Это очень естественно для равнинных частей Восточной Европы, так как испокон веков поселения тяготели к рекам. Я пытался найти на карте такие "естественные" линейно-кольцевые города. Задача упрощается еще и тем, что российская глубинка почти вымерла. Там не нужно что-то ломать, чтобы создать новую структуру. Хотя, любое традиционное поселение с хорошим историческим центром - богатство новосоздаваемого города. Его хорошо бы интегрировать в новую градостроительную структуру без особых изменений. Ну посносить многоэтажки на окраинах, конечно же. И снести точечную застройку, уродующую центр.

ЯРОСЛАВЛЬ

Полоса застройки идёт от Ярославля до устья реки Юхоть по берегу Волги. Далее по берегу Юхоти до Большого Села. Далее до села Курбы, а затем вдоль реки Которосль снова до Ярославля.

ТВЕРЬ

Застройка идёт по правому берегу Волги от Старицы до пригородов Твери. Затем, она поворачивает на север и идёт по реке Тверца до Торжка. Далее у нас сухопутный участок до Старицы, который и замыкает кольцо.

БАЛТИЙСК (КАЛИНИНГРАД, КЁНИГСБЕРГ)

Полоса практически всё время идёт по морскому берегу и лишь на небольшом участке проходит "по сухому" через Гурьевск и Храброво. В самом Калининграде она идёт по северным окраинам, где сохранились немецкие эксперементальные "города-сады", вроде Амалиенау. Исторический центр города, где сейчас остался один единственный кафедральный собор, окруженный советскими многоэтажками, оказывается за пределами нашего города. Все многоэтажки там сносятся. Остаются только памятники архитектуры. Пустоты можно застроить примерно так же, как сейчас застроено Амалиенау (но с более современной архитектурой). Но повторяю, что это уже не часть нашего линейно-кольцевого города.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Застройка идёт по рекам Волхов и Мста. В районе Октябрьской железной дороги два рукава застройки идут навстречу друг другу и смыкаются в районе Малой Вишеры. Второй вариант:

Застройка идёт от Новгорода по берегу Ильменя. Затем, по реке Шелонь до устья реки Медведь. Далее по реке Медведь. Потом сухопутный участок мимо села Любенец до реки Мста. Далее по Мсте. Сухопутный участок мимо Вяжищ. Замыкается круг в Новгороде.

Можно реализовать два варианта одновременно.

Продолжение здесь и здесь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments