az_mnogogreshny (az_mnogogreshny) wrote,
az_mnogogreshny
az_mnogogreshny

17 лучших скайлайнов России

Скайлайн - устоявшийся англоязычный термин, обозначающий силуэт центральной части города, образованный самыми высокими зданиями (высотными доминантами). Чаще всего слово "скайлайн" употребляют по отношению к "небоскрёбным городам". Но меня эти скайлайны мало интересуют. Они хаотичны и состоят из однообразных стеклянных офисных коробок. Замена одного небоскрёба на другой там ничего не меняет.
Моя серия постов будет про более интересную разновидность скайлайнов. Речь пойдёт про скайлайны исторического города.


В русском языке есть похожий термин - небесная линия. О небесной линии Петербурга писал Лихачёв. Её же защищала общественность от Газоскрёба. То есть, в народе уже сложилось представление, что исторический город это не только отдельные здания, и даже не только архитектурные ансамбли, но и общий пейзаж всего города. Виды на него сверху, издалека, с окрестных холмов, виды с реки, озера или моря.
Традиционный русский скайлайн сильно отличался от европейского. В Европе застройка была тесная, дома высокие. Архитектурные доминанты, в основном соборы и ратуши, имели башни такой величины, чтобы быть выше окружающей рядовой застройки. Они иногда достигали 160 метров. Само помещение собора представляло собой огромный зал, куда часто могло поместиться почти всё население средневекового города. То есть, храмов было немного, но они были очень высокими.

Совсем другая ситуация сложилась в России. В суровых российских условиях очень большие помещения было сложно отапливать. Окружающая застройка была деревянной и малоэтажной. Поэтому храмы были не слишком высокими, но их было много. Русский городской пейзаж это очень много церквей, колоколен среди невысоких домов. Надо еще учитывать, что почти каждый храм имел несколько куполов и отдельностоящую колокольню. А на севере сложился тип храмового комплекса, состоящего из большого летнего неотапливаемого храма, небольшого зимнего (с отоплением) и колокольни. И такой сложный комплекс был практически на каждой улице. Это создавало крайне живописную картину, которая поражала всех путешественников. Даже тех, кому Россия категорически не нравилась.

То есть, мы видим, что "скайлайн" для русского города значил гораздо больше, чем для европейского. В Европе главным был кафедральный собор. Именно он должен должен был поражать гостей города. Собор был главной гордостью горожан. Его строили многими поколениями. Некоторые соборы закончили строить только в 20-м веке, а иные (например, в Страссбурге) так и не смогли достроить, хотя на их строительство уходила значительная часть доходов города в течении многих столетий.
Ни одна из старых русских церквей не могла по размерам и сложности поспорить с европейскими соборами. Но городской пейзаж в целом был аналогом европейского кафедрального собора. Именно он был главной городской гордостью. Именно он должен был поражать путешественников.

Когда исчезал скайлайн, исчезал фактически и сам исторический город. Оставшиеся элементы по отдельности теряли смысл и постепенно тоже исчезали. Именно такая печальная эволюция случилась в Москве, которая когда-то обладала лучшим в России скайлайном.
Вопреки общепринятому мнению, скайлайн разрушили не большевики со Сталиным во главе, а строительный бум конца 19 - начала 20-го века. Именно тогда Москва стала застраиваться высотными доходными домами, которые полностью изменили городской пейзаж. Церкви и колокольни уже не были в нём главными. Самое интересное, что именно эти доходные дома считаются в народе "старой Москвой". О существовании подлинной "старой Москвы" память уже стёрлась. То есть, к моменту прихода большевиков старомосковский скайлайн уже был потерян навсегда. Сталин только вбил последний гвоздь в крышку его гроба, сломав половину церквей и колоколен зажатых между высоких домов и лишившихся всякого градостроительного смысла.


Но память о московском скайлайне была тогда еще жива в народе, что привело к попытке создать новый социалистический скайлайн из сталинских высоток. Но и сталинский скайлайн прожил недолго, потонув в море градостроительного хаоса.
Похожая картина была и в других крупных городах. Почти везде строились высокие дома, ломавшие сложившийся городской пейзаж. Уничтожались церкви и колокольни, деградировала рядовая застройка. В итоге, почти все областные центры потеряли в 20-м веке свой скайлайн. Но в райцентрах он кое-где сохранился, хоть и в повреждённом состоянии. И кое-где его даже можно восстановить в том виде, в котором он был в лучшие свои годы. Именно об этих остатках старой России и пойдёт речь в этой серии постов.





Сразу скажу, чего точно не будет в моём рейтинге. Я не включил в него наверное самый ценный из сохранившихся скайлайнов - петербургский. Потому, что это город несколько иного типа. Это одна из европейских имперских столиц и сравнивать этот город надо с Парижем или Веной, а не с Суздалью или Торжком. Это не потому, что Суздаль или Торжок хуже Вены. Просто, это совсем другой мир.
Так же не включены в рейтинг отдельно стоящие монастыри или компактные кремли если они не являются частью старинного города и его городского скайлайна. Если выдающийся монастырь стоит среди заурядного города и абсолютно в нём доминирует (как в Соловках или Кириллове, например), то этот монастырь стоит рассматривать сам по себе, без связи с населённым пунктом, в котором он расположен. Тот же вариант если город в целом интересен, но скайлайна не образует. Самые яркие примеры: Иркутск, Томск, Вологда, Козьмодемьянск, Енисейск, Городец, Злынка. Города с уникальной деревянной архитектурой, но без особо запоминающегося скайлайна. Где-то он был, да всплыл. А где-то его изначально не было.

Еще важный критерий - сохранность скайлайна. В городе должно сохраниться хотя бы половина церквей или самые важные из них.
Поскольку скайлайн я рассматриваю как целостный предмет охраны, я не против того, чтобы воссоздать какую-то уничтоженную церковь. Пусть она и не будет иметь исторической ценности, но она будет иметь ценность как часть скайлайна. Точно так же, как реставраторы могут воспроизводить какие-то утраченные части здания и это не считается новоделом.
А теперь про рядовую застройку. Во всех рассматриваемых городах она сильно деградировала за 20-21-е века. Дома не ремонтировались. От некоторых сохранились только руины. Какие-то вовсе утрачены. Вместо них бараки, сараи, гаражи, пятиэтажки, новорусские коттеджи с высокими заборами и злыми собаками. А где-то и вовсе пустыри и свалки.
Я не вижу ничего плохого в том, чтобы воспроизвести историческую застройку заново. Естественно, всё что можно отреставрировать нужно реставрировать. Но между отдельно сохранившимися старинными домами вполне возможно создать новую городскую ткань, построенную по лучшим традиционным образцам.

Традиционный русский город это прежде всего деревянные дома покрытые домовой резьбой. Провинциальная каменная застройка рубежа 19 и 20-х веков (более ранние дома сохранились в единичных экземплярах) достаточно скромна если сравнивать её с европейскими аналогами. Но городская среда из деревянных домов с резьбой смотрится не хуже самых лучших европейских и азиатских образцов. И этого удалось добиться в достаточно бедной стране. Деревянные дома были дешевы в строительстве, особенно в лесной зоне. А деревянная резьба гораздо проще в изготовлении, чем каменные или кирпичные декоративные детали. А смотрится она не хуже.
Историческая деревянная среда почти полностью деградировала. Деревянные дома живут недолго и сохранить среду можно только если есть живая традиция. То есть, нужно уметь строить традиционные дома и не бояться этого делать. Строгие подходы в духе Венецианской хартии уже исчерпали себя. Да и созданы они были для каменной архитектуры. А там несколько другая реальность.

Нужно только избегать неуёмного украшательства а-ля рюс. Всех этих ропетовских псевдорусских теремков... Дома должны быть простые и строгие. А домовая резьба это не архитектура вовсе. Это один из народных промыслов, вроде гжели или хохломы. Сейчас не зазорно делать гжельскую посуду. Никто не говорит про новодел. Наоборот, существуют училища, где готовят мастеров старинных ремёсел. Так же надо и с домовой резьбой, которая по случайности попала в раздел "архитектура" и подверглась атакам со стороны архитекторов и искусствоведов-модернистов. Деревянные дома с резьбой не имеют никакого отношения к архитектурному стилю "историзм" или "эклектика". К архитектуре относятся только дома, на которые внешне накладывается деревянная резьба. Но эти дома сами по себе могут быть очень простыми. Простой честно функционирующий прямоугольник без излишеств. Ничего не идёт против канонов модернизма. А то, как он снаружи украшен для архитектуры не имеет значения. Хрущовские пятиэтажки тоже часто украшались рисунками. Всевозможные рабочие, колхозницы, спутники, берёзки, олимпийские мишки и прочие художества. Этого добра до сих пор много сохранилось в российских городах. А здесь будут не рисунки, а резьба...
Кстати, существуют и западные аналоги того подхода, который я предлагаю - новый урбанизм. За кордоном уже построено несколько поселений, внешне мало чем отличающихся от исторических городков, характерных для данной местности. Различия с нашим случаем только в том, что строится не новый город в чистом поле, а лечится уже существующий исторический город.

Кстати, по запросу "современная деревянная домовая резьба" можно найти огромное количество строительных фирм, которые могут изготовить резьбу любой сложности. Так что, не сказал бы, что это искусство сейчас уже умерло.


Моё предложение в следующем: выбирается два-три десятка наиболее ценных исторических территорий. Как правило, речь идёт о небольших участках площадью примерно один квадратный километр (или немного побольше). На этих территориях вводится строжайший регламент. Строить можно только деревянные дома с резьбой. Только вдоль красной линии. Строить в глубине участка запрещено. Окна не большие. Резные детали красятся белым, а фон чем-то тёмным.

Если на выбранной территории есть строения, не вписывающиеся в регламент и не являющиеся памятниками архитектуры, то они выкупаются у владельцев и сносятся. Либо владельцам даются деньги чтобы привести своё строение в соответсвии с регламентом. Это не так обременительно будет для бюджета страны как кажется. Дело в том, что практически все предложенные территории находятся в вымирающих малых городах на земле, которая не стоит практически ничего. И посторонние строения там - это как правило бараки и пятиэтажки отслужившие свой срок и нуждающиеся в сносе и расселении. Это надо делать без всякой связи с историческими городами. Исключений будет совсем немного.
Затрат будет не так много, а выигрыш огромный. Мы можем получить несколько десятков исторических городов мирового значения, мест массового паломничества туристов со всего мира. То, что часть домов и церквей будут новодельными - не беда. Европейские исторические города тоже в массе своей застроены строениями 19-20-х веков. Важно то, что они не спорят с историческими памятниками, а аккуратно их дополняют.

И не надо говорить, что это никогда не осуществится, деньги разворуют, бюджет пустой и прочее в том же духе. Если люди что-то хотят, то это происходит. Нищие поляки в годы послевоенной разрухи восстановили из небытия старую Варшаву, Вроцлав, Гданьск... Главное захотеть, а всё остальное приложится. То, что сейчас происходит с русскими историческими городами - от отсутствия интереса.

Далее я сделаю по отдельному посту для каждого города из топ-17. Там будут не только и не столько фотографии их современного состояния. В основном будут старые фотографии тех времён, когда скайлайн был цел. Будут фотографии утраченных и повреждённых церквей и колоколен. Для каждого города будет предложена территория, на которой нужно было бы ввести строгий деревянный регламент. Будет рассказано о церквях, которые нужно обязательно восстановить, так как они были неотъемлемой частью скайлайна. Будут и другие предложения как можно улучшить эти города чтобы они заняли достойные места среди самых красивых городов мира.

Фотографии взяты из 3-х источников: журнал humus.livejournal.com, сайт о Прокудине-Горском и pastvu.

Итак, впереди 17 постов (если осилю). 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments