az_mnogogreshny (az_mnogogreshny) wrote,
az_mnogogreshny
az_mnogogreshny

Category:

Оттенки серого


Мнение высказывает Наталья Душкина, профессор Московского архитектурного института, историк архитектуры и градостроительства:

Мнение высказывает Марк Сандомирский, психолог, психотерапевт

Изучением влияния на психоэмоциональное состояние человека цветовой гаммы рукотворной окружающей среды (будь то открытая городская среда, или же замкнутое пространство,  интерьеры отдельных помещений) занимается психоэкология, точнее один из ее разделов - видеоэкология.

Показано, что для поддержания адекватного функционального состояния, эмоционального тонуса человеческому мозгу постоянно необходимо получать определенную "дозу" раздражителей - зрительных, звуковых, телесных ощущений.  Таков "запрограммированный" в мозге (по большей части генетически) принцип поведенческой саморегуляции (регуляции психофизического состояния путем осуществления строго определенного поведения): для того, чтобы получить необходимый для мозга набор раздражителей, человек должен вести активный, подвижный образ жизни в условиях естественной, "живой" природной среды.

Очевидно, что в искусственной, городской среде человек испытывает:

а) дефицит одних (естественных) раздражителей - будь то зрительных (однообразный фон, особенно невыразительный серый, отсюда сенсорная монотония) либо телесных (гипокинезия, малоподвижный образ жизни);

б) избыток других (искусственных) раздражителей - будь то зрительных (прямые линии, прямые углы, многократное повторение одинаковых, геометрически правильных элементов) или звуковых (шум), отсюда возникает сенсорно-экологическое утомление.

Соответственно для того, чтобы человеку было комфортно жить в городском пространстве, необходима достаточно яркая и пестрая окраска зданий, имитирующая цветовой фон естественной природной среды.

Итак, искусствоведы и градозащитники говорят о "коде столичности" и "благородной красоте серого цвета", а психологи и обыватели видят в сером цвете только депрессивность. Кто прав?
Откуда вообще взялся "код столичности"? Центр мира второй половины 20 века это, безусловно, США. А до этого - Англия. США стали лидером в эпоху нефти, лидерство Англии связано с "эпохой угля". Промышленная революция 19 века была не мыслима без угля.

"Поскольку отопление в городах было угольное, стены домов быстро покрывались копотью и имели мрачный желто-бурый оттенок. Конечно, были дома и из красного кирпича, и оштукатуренные, но они тоже очень быстро покрывались копотью и приобретали весьма непрезентабельный вид. «Лондон вообще некрасив, угрюм и грязен, — вспоминал в своей книге «Тени минувшего» народоволец-цареубийца и позднее апологет монархизма Лев Тихомиров, посетивший Лондон в начале 1884 года. — В мрачной лондонской атмосфере, пропитанной дымными туманами, все чрезвычайно быстро чернеет. Там даже крахмальные рубашки нужно менять два-три раза в день. Знаменитый собор Святого Павла, выкрашенный в белый цвет, похож на какую-то зебру, так как все части стен, более подверженные действию ветров, превратились в черные полосы на относительно белом фоне. Вывески по улицам тусклы, иногда совсем почернели, а для того чтобы они были сколько-нибудь красивы, их нужно подкрашивать очень часто: Эта черноватая туманность, придающая Лондону такой мрачный вид, происходит от соединения двух условий: сырого воздуха и массы фабричного дыма. Частички дыма обволакивают частички паров, и из этого смешения образуется тяжелое, грязное облако, лежащее над землей и с трудом сдуваемое ветром."
Отсюда и серый цвет. Как бы ужасно не выглядел Лондон, он был тогда "столицей мира", а Британия - самым передовым государством, первым осуществившим промышленную революцию и завоевавшим пол мира. И все остальные страны пытались подражать Британии даже в мелочах. Таким образом, серый цвет мог стать "цветом столичности", цветом, олицетворяющим силу и могущество. Ну и что, что депрессивно и "не красиво". Красота манхеттенских небоскребов тоже сомнительна. Однако, им все подражают. Людям свойственно копировать внешние признаки могущества. Лидеров пытаются скопировать в мелочах.

Нефтяная эпоха, несмотря ни на что, чище угольной. Возрождение угля в ближайшее время не предвидится. Может, лучше послушать психологов, а не цепляться за стереотипы.



Вот как был окрашен Рождественский собор Суздаля до революции. Ужасно? А представьте, что эта раскраска сохранилась бы до нашего времени. А если бы все древнерусские соборы в свое время окрасили бы в серый цвет? Сейчас это бы воспринималось, как исконный и благородный вид. И была бы куча протестов, если бы кто-то захотел перекрасить собор.

Как же быть с "домом на набережной" и прочим конструктивизмом? Что такое серый цвет? Это результат смешения черного и белого. В зависимости от пропорции получается нужный оттенок. Чисто черный и чисто белый можно считать крайними экстремальными оттенками серого. То есть, дистанция между серым и белым не так уж велика. Можно рассматривать их как оттенки одного и того же цвета. Зато, психологическое воздействие совершенно разное. В одном случае депрессия и скука, в другом - благородство и чистота. Вот дом Мельникова - самый известный памятник конструктивизма (фотография не моя)



Белый цвет здесь вполне уместен.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment