az_mnogogreshny (az_mnogogreshny) wrote,
az_mnogogreshny
az_mnogogreshny

Categories:

Григорий Ревзин о деревянной архитектуре

В журнале Коммерсант-власть недавно была опубликована статья известного архитектурного критика Григория Ревзина посвященная выставке  "Новое деревянное. 1999-2009. Русская архитектура в поисках идентичности". 
Основная идея статьи - вся современная российская деревянная архитектура украдена на западе. В ней нет ничего оригинального.

Длинная цитата:

"У нас действительно национальные традиции. Больше того, архитекторы всерьез считают, что открывают в дереве какую-то новую тему, которая до известной степени представляет русскую школу. И даже, кажется, заказчики так считают. Но при этом, когда смотришь подряд десятки произведений этого "нового деревянного" (хотя что правда, то правда — разглядеть их на открытках размером 10х15 см довольно сложно), то впадаешь в откровенное уныние. 

В начале 90-х в европейской архитектуре возник эко-тек. Это когда архитектура хай-тековская, но при этом все делается из дерева, то есть экологического материала. Деревянные хай-тековские произведения нам показали Норман Фостер, Марио Ботта, Шигеру Бан, постепенно эта продукция из последнего писка моды превратилась в массовый материал, и тогда ее заметили русские архитекторы. И на самом деле никакой русской идентичности здесь даже близко нет. Здесь можно найти финскую идентичность, английскую идентичность, итальянскую идентичность, американскую идентичность — из каких западных журналов срисовывали, такую идентичность и можно найти. Да и дерева тут русского нет. Есть финская, канадская, итальянская, немецкая клееная древесина и фанера. Какие материалы и технологии они изобрели, теми мы и пользуемся. 

В принципе ничего страшного, хотя уж, казалось бы, в дереве могли бы изобрести что-нибудь свое. Ну ладно, технологии не наше сильное место, но хотя бы художественные идеи. Так ведь нет. Смотрите, что происходит. Сначала на Западе появляется художественная идея, потом она выходит там в тираж, потом ее замечают в России, а потом лучшие русские архитекторы начинают ее перенимать, находя в ней большие художественные достоинства и оригинальность. Ну правда же смешно."
 

Но, на этом автор не останавливается. Он, видимо, желая более эффектно завершить статью, разразился следующим пассажем, сразившим меня наповал. Опять длинная цитата:

"Виктор Гартман придумал деревянные павильоны и дома с большим количеством орнаментов, деревянной скульптурой, петухами-оберегами, наличниками, с большим выносом кровли — словом, русские терема, которые потом в разных вариациях появлялись как на театральных сценах в виде замка Берендея, так и в виде деревянных дач под Петербургом и Москвой. Стасову это показалось волшебным развитием образа русской избы. Но это не было развитием избы. 


Свою пенсионерскую поездку в Италию (ее получали от Академии художеств студенты, завоевавшие большую золотую медаль) Гартман совершил через Швейцарию, и его поразил образ швейцарского деревянного шале. И оттуда он взял и выносы крыш, никогда не встречавшиеся в русских избах, и орнаменты на коньках кровли, и наличники, и массу других приемов, он привез сотни рисунков, из которых и создался "русский" стиль в архитектуре. Но теперь мы ведь нимало не сомневаемся в том, что это и есть наша национальная традиция, а вовсе не швейцарская."

А теперь, начнем разбираться. Сначала, полюбуемся на Швейцарию. Сам я пока не был в этой замечательной стране, поэтому, даю ссылку на серию репортажей kaef er из музея деревянного зодчества Балленберг. Сколько я не рассматривал швейцарские дома, я там не обнаружил ни орнаментов на коньках кровли, ни наличников с глухой или прорезной резьбой. Все довольно строго. Разве что "выносы крыш". О том, были ли они в русских избах немного дальше.

Теперь о Викторе Гартмане. Вот несколько его проектов:




Не очень понимаю где здесь мотивы швейцарского шале. Но, может быть, Гартман с Ропетом сами придумали расписные русские терема? Обратимся к источникам. Вот, например, изображения из альбома Анатолия Демидова 1839 года (задолго до Гартмана). Материал взят из сборника "Архитектурное наследство" №49
Деревня между Новгородом и Тверью. 





Здесь мы видим те самые выносы крыш, которых якобы не было в русских избах. Так же мы видим так называемые "причелины", которые очень любили архитекторы псевдорусского стиля. Как мы видим, это тоже составная часть традиционной русской деревянной архитектуры в ее северном варианте. И, спрашивается, причем здесь Швейцария?Декор здесь по северному скуп. Но, так было не везде. Посмотрим, что было в центральной России. Деревня Гумнище между Костромой и Ярославлем.




Декоративное богатство здесь просто зашкаливает за все возможные приделы. Можно сказать, что с тех пор мы только теряли декоративность. В современной русской деревне остались лишь слабые отблески былого великолепия. Автор статьи в "Архитектурном наследстве" А. О. Слудняков пишет: "Хорошо видно, что в первой половине 19 века декор крестьянских построек уже сформировался и практически не отличался от того, что встречался в постройках начала 20 века." То есть, выходит, что так называемый русский стиль - явление городское. На деревню он практически не повлиял. Там как строили постройки в народном вкусе, так и продолжали строить, не обращая внимание на меняющиеся столичные вкусы. Продолжали строить и в советское время. Во времена конструктивизма, сталинизма, хрущевско-брежневского модернизма. Деревенский стиль начал умирать только тогда, когда стала умирать деревня, его породившая. Но и сейчас во многих отдаленных углах страны продолжают строить традиционные избы. 

Все, о чем я написал в общем то очевидно. Но, почему же тогда весьма умные и образованные люди продолжают игнорировать очевидные факты? По моему, здесь существует проекция нашего времени на предыдущие времена. Ведь чем сейчас является Россия? Сырьевым придатком развитых стран. Россия постепенно скатывается все дальше и дальше на обочину прогресса. Ничего нового и креативного из современной России уже, к сожалению, не исходит. И велик соблазн сделать вид, что так было всегда. Мне опять придется напоминать очевидные вещи, но мы, а точнее, наши предки, первыми запустили человека в космос, изобрели телевидение, радио (одновременно с итальянцами), открыли переодическую систему элементов и первыми доказали, что вселенная расширяется. О вкладе в культуру даже лень писать. Про Толстого. Достоевского, Чехова, Муссоргского, Рахманинова, Чайковского знает любой  западный обыватель, независимо от его культурного уровня.
И, тем не менее, среди нашей культурной общественности становится все более и более распространена "презумция вторичности". Откуда пошли шатровые церкви? Откуда угодно, но не с российской территории. Некоторые говорят, что из европейской готики. Другие видят в качестве образца восточные минареты.  А вариант, что это идет из местной деревянной архитектуры отвергаются с порога. Церковь Вознесения в Коломенском построена в начале 16 века. Шатровых деревянных церквей того времени не сохранилось. Только более поздние. В принципе, можно считать, что все они построены по образцу коломенской. Но, ведь, и за пределами России аналогов нет. Попытка притянуть готику выглядит искусственной. Про минареты и говорить смешно. Но, все равно, эта спорная ситуация трактуется не в пользу оригинальности русской архитектуры. Можно и дальше продолжать приводить примеры. 

Еще интересный момент. Дерево очень долго считалось чуть ли не символом русской отсталости. "Русь деревянная", "лапотная". И мы стали менять отношение к дереву только тогда, когда иностранцы сказали нам, что это хорошо. Ну, понятно, они передовые и креативные. Вот что пишет Ревзин:

"Русская архитектура все искала свой путь и вот вроде бы нашла — она вернулась к дереву, и возник новый русский стиль. Причем это модное, минималистичное дерево, прямоугольное, без петухов и узоров, а со стеклом и металлом."

То есть, иностранцы нам "разрешили" любить дерево, но "петухов и узоров" мы по прежнему стесняемся. А что произойдет если эти же самые иностранцы начнут сами у себя вырезать этих самых петухов? Мало ли куда повернется их фантазия. Мы еще и не такое видели за последние годы. И что, русская архитектура в очередной раз "найдет свой путь"?

В общем, пока мы будем принижать сами себя, не замечать свои достижения, с болезненностью следить за тем, что о нас подумают иностранцы, мы так и будем все дальше и дальше сползать на обочину цивилизации. Если мы не интересны сами себе, то и другие на нас не обратят никакого внимания.
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment